• Виктор

Электронный ПТС: как это будет

С 1 ноября 2020 г. вводятся изменения, которые коснутся всех владельцев авто. Особенности и нюансы нововведения рассмотрим в этом материале.

1 ноября текущего года ГИБДД, компании автопрома и органы сертификации перестанут выдавать бумажные ПТС. Им на смену придет электронный аналог, который будет отслеживать историю транспортного средства, аварии, прохождение техобслуживания. Оборот уже выданных паспортов в бумажном виде продолжится, но новая документация будет переведена в электронный стандарт. Обменивать ли старый образец на цифровой, решает собственник машины.

Ввести онлайн-ПТС представители Евразийского союза решили несколько лет назад, а к концу 2020-го Минпромторг завершил внедрение разработки. ЭПТС будут выдаваться не только российским автовладельцам – в проекте принимают участие все государства ЕАЭС. Как изменится жизнь водителей уже этой осенью, разберемся прямо сейчас.

Какая участь ждет бумажные документы?

Отменять автопаспорта старого формата чиновники не планируют – ими можно будет по-прежнему пользоваться на всей территории России. Новшество коснется только транспортных средств, ввозимых в страну, и тех, которые сходят с конвейера.

Какие органы уполномочены оформлять автопаспорта?

Выдавать автопаспорт уполномочены:

  • отечественные компании-производители – АвтоВАЗ, УралАЗ, GM-AVTOVAZ, Scania, БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн и др.;
  • официальные представители иностранного автопрома на территории РФ.

А вот дилерские компании такого права не получили, хотя поставить на учет купленные авто при их участии по-прежнему можно. Разработчики поясняют такое решение тем, что дилеры не принимают непосредственного участия в проекте, а находятся только в цепочке обязательных процедур. Дилерская организация выступает таким же собственником, как и «частник». Если машину ввозит в РФ физическое лицо, цифровой документ выдает испытательная лаборатория.

Какие сведения вносятся в базу?

В новом паспорте будет отражена подробная информация о транспорте:

  • технические параметры – мощность, модель, рабочий объем, номер двигателя, номер кузова и шасси, масса без нагрузки, пробег;
  • VIN-номер;
  • процедуры прохождения техосмотра;
  • таможенные ограничения;
  • запреты, установленные банковскими учреждениями, лизинговыми организациями;
  • смена собственников;
  • изменения, вносимые в конструкцию;
  • решения судебных приставов.

Для хранения информации уже создана отдельная интернет-система, куда каждый участник сможет вносить изменения в соответствии с компетенциями и правом доступа. К примеру, оператор техосмотра вводит результаты техобслуживания, дилеры – о сделках по продаже, сотрудники ГИБДД – регистрационные операции, особые пометки. «Досье» обновляется оперативно, а процессы планируется по максимуму автоматизировать.

Единственный нюанс – в виртуальном ПТС не предусмотрена графа о страховых полисах, но необходимости в ней нет. Для ОСАГО и КАСКО создан отдельный архив Российского союза автостраховщиков. Он синхронизирован с базой ЭПТС, а данные о страховке быстро выдаются по запросу.

Один из «добровольных» пунктов образца – стоимость автомашины. Если бывший владелец посчитал нужным указать цену, то новый хозяин это увидит, оценивая адекватность сделки.

Считается, что подробная база станет востребованной среди дилеров, часто работающих с подержанными ТС. При обращении владельца вся история техники будет отражена в электронном паспорте, а значит при продаже или оформлении в трейд-ин сторонам будет проще договориться.

Виртуальный или бумажный документ: что лучше?

По мнению разработчиков, между аналоговым и цифровым ПТС колоссальная разница. Интернет-версия содержит больше сведений, а вероятность совершения ошибки стремится к нулю, что особенно удобно при оформлении справок в госавтоинспекции. В процессе работы с аналоговым форматом большую роль играет человеческий фактор – сотрудник вынужден вручную вносить в компьютер данные. Теперь для работы достаточно ввести личный идентификационный номер – система автоматически загрузит «досье».

Если раньше ошибочные действия висели в архиве «мертвым грузом», то сейчас представитель ГИБДД не сможет корректировать материалы – за их достоверность отвечает изготовитель или импортер. Исключение составляют отдельные поля, но править номер, технические характеристики имеет право только производитель.

Инновация призвана существенно упростить работу автоинспекции и сэкономить время. Не нужно делать ксерокопии бумаг, заверять их печатями, вбивать дополнительные сведения.

Как создается история ТС?

Доступ к цифровому автопаспорту можно получить на сайте «Госуслуг» после авторизации в своем аккаунте. Система позволяет сделать выписку из документации в режиме онлайн. Обладателю ТС справка предоставляется бесплатно, сторонним лицам придется заплатить за услугу 250 рублей. В выписке от «Госуслуг» содержится только официальная техинформация без указания имени хозяина.

В электронной версии главного автодокумента отражается весь «жизненный путь» машины: от выхода с конвейера до последнего техосмотра. Пробелы в «досье» возможны только в том случае, если владелец не обратится к официальным посредникам, страховщикам в соответствующих случаях. С постепенным внедрением ЭПТС и насыщением базы удастся сформировать подробные отчеты по каждому ТС. Подобные образцы сейчас предлагают оформить специализированные порталы, но в скором времени сервис будет доступен и на «Госуслугах».

А как же сведения о владельцах?

Пункт с информацией о собственнике решено сделать открытым – заполняют его на добровольной основе. АО «Электронный паспорт» считает подобное решение ошибочным. По мнению менеджеров акционерного общества, обязательное указание владельцев помогло бы избежать ряда трудностей при совершении торговых сделок. Причем данные о хозяине транспорта недоступны даже работникам ГИБДД – инспекция использует собственные интернет-архивы.

Защитит ли ЭПТС от угона?

Угонщикам не важно, какая версия документа выдана на автомобиль. Даже в самых хитроумных мошеннических схемах злоумышленникам не удастся подделать материалы и записать «ласточку» на другого собственника. Если предположить, что корректировки угонщиками были внесены, обновление сразу появится в архиве. Любая проверка обнаружит подлог и несовпадение фамилии с договором купли/продажи.

Поможет ли нововведение при покупке?

Эксперты уверены, что в цифровизации главного автодокумента давно назревала необходимость. Со временем на бумаге перестают помещаться важные отметки, не получается полноценно проследить историю транспорта. Хозяевам авто приходится оформлять ПТС повторно – на вторичном рынке они нередко воспринимаются как не вызывающие доверия дубликаты, вынуждая снижать стоимость товара.

Внедрение цифрового формата призвано решить эту проблему – покупатель будет иметь возможность всесторонне оценить состояние машины, а недобросовестным продавцам не удастся реализовать «неликвид». Полностью очистить рынок от мошенников цифровизация не сможет, но в качестве базового способа проверки подойдет.

Глава компании Help Buy Auto Павел Будяков утверждает, что с появлением ЭПТС вторичный авторынок избавится от хаоса, особенно если графа с указанием цены станет обязательной к заполнению. Менеджер холдинга «Авилон» Антон Демкин считает, что современный образец документооборота приведет к подорожанию ТС, но процедура покупки станет проще.

Инновация позволит вывести на чистую воду недобросовестных дилеров, склонных подменить VIN-код при реализации машин с пробегом. Мошеннической схемой пытаются завуалировать проблемы с транспортом – залоги, случаи ДТП, таможенные ограничения.

Еще одно из преимуществ нового стандарта – потерять виртуальную документацию практически невозможно. Для хранения данных предусмотрены многоступенчатые системы защиты, аналогичные банковским и государственным, а значит «вскрыть» хранилище не под силу даже самым опытным хакерам.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest