В наших руках оказались данные телематических исследований корпорации UBI Technologies, объектом изучения которых стали косвенные факторы, оказывающие влияние на возникновение ДТП. Нами были проанализированы все данные и проведен опрос страховых компаний с целью выявления наиболее неблагоприятных автовладельцев.
Как происходит оценивание автолюбителей
К показателям, оказывающим влияние на возникновение дорожного происшествия, аналитики отнесли:
- цвет машины;
- категорию авто;
- тип владения;
- зону вождения;
- сезон;
- погоду;
- время суток;
- музыкальные предпочтения;
- активность в социальных сетях.
Исследования показали, что наиболее рисковые участники дорожного движения – авто красного и черного цвета с типом владения каршеринг, входящие в сегмент доступный премиум, например, BMW и Toyota Camry, находящиеся под управлением автомобилиста с вредными привычками (употребление алкоголя) и предпочитающего такие музыкальные направления, как рэп, хип-хоп или электро. Наиболее небезопасным возрастом автолюбителей считается период с 18 до 20 лет.
В категорию средней аварийности включают автомобилистов, часто использующих социальные сети для заработка или развлечения. Предположительно, это вынуждает их чаще смотреть в телефон, отвлекаясь от дороги. Корпоративные машины считаются более опасными в сравнении с личным транспортом. Самое аварийное время года – осень, а время суток – вечер. Отягчающими погодными условиями выступают гололед и снег. Наиболее рискованный стаж вождения – от 3 до 5 лет.
Самыми аккуратными считаются владельцы зеленых, белых, синих премиум-седанов. Эти автолюбители систематически посещают техобслуживание и чаще используют дополнительное страхование. К наименее опасным условиям передвижения относится езда весной, рано утром по широкой трассе. Семейные автомобилисты в возрасте от 30 до 60 лет, предпочитающие блюз или джаз, включены в категорию наименьшего риска возникновения ДТП.
Кем будут оцениваться водители
В конце августа на территории РФ начнет действовать новое законодательство по ОСАГО. Конечная цена полиса будет рассчитываться исходя из количества нарушений ПДД и нового страхового коэффициента, включающего многочисленные факторы, используемые страховыми фирмами для индивидуальной оценки клиентов. 24 августа каждый страховщик должен выложить на своем сайте списки всех учитываемых факторов. Отчеты позволят улучшить взаимодействие страхователя и потребителя.
Анализ проводился с использованием данных, собранных по всей России за последние 4 года. К полученным сведениям добавляются материалы о владельцах и машинах, которые ранее участвовали в авариях. Между всеми причинами устанавливаются следственные связи. Затем формируется скоринговый балл, определяющий оценку рискованности покупателя.
Сбор информации проводит маленькое телематическое приспособление, установленное в авто. Специальная IT-платформа дополняет полученные материалы внешними источниками и выдает оценку риска.
Не только цвет и музыка
Главную роль в оценивании аварийности играет профиль клиента. Процесс выявления «опасных» признаков беспрерывен. Со временем данные профиля изменяются, глупо концентрировать внимание на цвете, музыке или активности в соцсетях. К самым распространенным показателям, влияющим на коэффициент страхования, относят нарушение ПДД и частоту ДТП.
Телематика пока не внедряется в жизнь, однако это перспективное направление будущего. Может скоро телематическая аппаратура будет в каждой стандартной комплектации авто. Страховые фирмы смогут лучше понимать своих покупателей и более рационально рассчитывать возможность возникновения ДТП, предлагая более выгодные условия страхования.
Опросы крупных российских страховщиков свидетельствуют о том, что цвет машины в оценке аварийности никак не фигурирует. Если рассуждать логически, используя этот фактор, невозможно сделать точных выводов, чего не скажешь о марке автомобиля, его пробеге, водительском стаже. А музыкальные предпочтения или аккаунты в социальных сетях просто недоступны страхователям, их возможности отслеживать данные покупателей преувеличены.
Легкомысленность российских автомобилистов
В Европе телематическое отслеживание применяется давно. Оно активно используется при возникновении спорных вопросов. Высказывания по этому поводу неоднократно озвучивались экспертами союза автостраховщиков. Внедрение в жизнь телематики позволит создать оптимальные страховые условия и значительно уменьшить число ДТП.
Российский показатель аварийности значительно превышает европейский. Специалисты считают, что проблема заключена в самом устройстве дорог, которые делают возможным агрессивное вождение. Например, в Европе ограничение скорости по городу – 50 км/ч, в России – 80 км/ч (60 допустимые, плюс 20 — не предусматривающие штрафование). Широкое дорожное полотно снижает внимательность водителя.
Несерьезное отношение к передвижению на машине связывают с культурой вождения, которая в последние годы значительно испортилась. Российские автолюбители часто воспринимают транспорт как модную игрушку, которой надо похвастаться перед всеми окружающими. Особенно актуально это для молодого поколения. В европейских государствах ключевая роль уделяется именно безопасности людей, что сказывается и на устройстве городской инфраструктуры.
Однако все не так плохо. Отмечается появление у отечественных водителей положительных автопривычек. Россия как автомобильное государство значительно моложе, чем многие развитые страны мира. Этап пика автокредитов и насыщения рынка новыми транспортными средствами уже закончился. Постепенно у отечественных автомобилистов появляются положительные привычки, например, пропускать пешеходов и многое другое. Россия постепенно приближается к европейскому уровню автомобильной культуры.