Оформление ОСАГО – важный этап процесса регистрации индивидуального транспортного средства. Каждый водитель знает, что без страховки нет гарантий выплат в случае дорожно-транспортного происшествия и в принципе нельзя ездить. Максимальный срок действия документа – 1 год, и его подорожание, которое вступило в силу с 5 сентября 2020 г., непосредственно влияет на всех владельцев автомобилей.
Индивидуализация стоимости страховки
Подорожание оформления полиса стало дополнением к закону “Об индивидуализации тарифов ОСАГО”, действующему с конца августа. Данный закон разрешает страховым фирмам самостоятельно устанавливать стоимость документа для каждого клиента, учитывая особенности вождения: насколько серьезно человек относится к правилам дорожного движения, какое количество ДТП случилось по его вине.
Общих стандартов и схем нет, но законом определен ряд факторов, однозначно влияющих на платежи: вождение в пьяном состоянии, грубые нарушения ПДД и правил эксплуатации авто. Предусмотрены условия, которые не могут влиять на ставку, оперировать ими при расчете строго запрещено и незаконно: нация, вероисповедание, раса, должностное положение.
Количество факторов и их применение службы устанавливают самостоятельно. Контроль правильности расчета платежа осуществляет ЦБ.
Повышение тарифов
Самым значимым изменением стало, конечно, расширение коридора базовых ставок, вступившее в силу в августе 2020 г. Средняя цена ОСАГО возросла на 4,9%, достигнув почти 6 тысяч.
Наибольшее повышение (в рублях) наблюдается в:
- Москве – 9198;
- Московской области – 9119;
- республике Татарстан – 8953.
В Кировской области сумма поменялась существенно – ставка возросла на 51%, что составляет 2494 рубля.
Следующим регионам повезло – там размер платежа почти не изменился:
- Тыва – 3582 руб.;
- Еврейская АО – 3617 руб.;
- Карелия – 4014 руб.
Следует отметить, что ФЗ фиксирует максимальную и минимальную границу платежа.
Что формирует стоимость
Цена ОСАГО – сумма, включающая коэффициенты и стандартный тариф, установленный Центральным банком. На сумму влияют различные параметры:
- тип транспорта;
- возраст, стаж вождения;
- населенный пункт, в котором проходила регистрация ТС;
- статус собственника: физическое или юридическое лицо;
- мощность двигателя;
- количество аварий и виновность в них;
- период, на который оформляется документ.
Для физлиц максимальная ставка ограничена: для мотоциклистов – 625-1548 рублей, для автомобилистов – 2471-5436 рублей.
Слаженная система позволяет оценить риск возникновения аварийной ситуации и выставить адекватную расценку для конкретного владельца.
Размеры и виды коэффициентов
Подробный список коэффициентов, влияющих на итоговую сумму:
- Территориальный (КТ). Связан с населенным пунктом, к которому прикреплено транспортное средство. Чем многолюднее город, тем больше машин и выше шанс оказаться участником ДТП. Таким образом, в городах-миллионниках показатель будет самым высоким.
- Ограничительный (КО). В полис нужно записать всех, кто пользуется машиной, в таком случае КО составит 1. Если всех водителей вписать в документ нет возможности, показатель увеличивается до 1,94.
- Бонус-малус (КБМ). Зависит от аккуратности вождения владельца ТС. При отсутствии аварий предусмотрены скидки, три и больше ДТП за год повышают КБМ до 2,45. Также КБМ поднимается до предельного, если в документ вписаны несколько человек.
- Возраста и стажа (КВС). Существует почти 60 категорий, с помощью них вычисляется КВС. В целом, чем выше стаж и возраст, тем ниже будет коэффициент. Стаж начисляется со дня получения прав.
- Сезонности (КС). Позволяет уменьшить сумму за счет езды в определенный период. Например, если человек пользуется машиной исключительно зимой, КС упадет.
- Мощности двигателя (КМ). Действует для легковушек: чем мощнее двигатель, тем выше коэффициент.
Особенности оказания услуг в 2020 году
За последнее время появились серьезные нововведения, на которые в том числе повлияла эпидемия коронавируса:
- владелец автомобиля, попавший в ДТП, обязан сообщить место проведения технической экспертизы страховой службе, если планирует самостоятельно делать экспертизу;
- на сайтах страховых компаний появились калькуляторы, позволяющие вычислить стоимость;
- с 1 марта по 30 сентября 2020 г. предоставлялась возможность получить ОСАГО, минуя оформление диагностической карты (ДК), подтверждающей прохождение техосмотра. Теперь необходимо до 31 октября провести диагностику автомобиля и сделать ДК.
Несмотря на слухи о повышении штрафов за езду без ОСАГО, последние остаются прежними – от 500 до 800 рублей. Со скидкой за быструю оплату, в течение 20 дней, штраф составит 250 рублей, но стоит понимать, легкомысленное отношение к вопросу страхования может привести к значительным убыткам.
Зачем нужны изменения
Страховой полис – один из самых часто оформляемых документов в стране, но система расчета не устраивала ни покупателей, ни поставщиков. Введенные изменения – попытка угодить обеим сторонам.
До этого страховые компании жаловались на риски и убытки, а люди – на мошенничество и некачественные услуги. Теперь надзор за соблюдением правил станет пристальнее, а добросовестные клиенты будут платить за полис меньше, что является несомненным положительным изменением. Поставщики услуг получают преимущество в виде возможности контролировать цену, исходя из специфики дорожной истории конкретного человека.
Сделать цену полностью индивидуальной пока не представляется реальным, но первые шаги к справедливому ценообразованию уже сделаны.
Тенденции в сфере страхования ТС
Новые законы приведут к дополнительной выгоде для клиентов и расширению выбора. Чем индивидуальнее подход, тем сильнее конкурируют компании и пытаются завлечь потребителя. При этом минимальные границы ставки уменьшились, а максимальные увеличились, что дает страховщикам гибкость в определении стоимости.