Летающие над дорожным полотном дроны, оснащенные камерами — не картина из будущего, а реальность. Автодорожники в 2020 году запустили новый эксперимент с использованием беспилотников и ужесточили контроль. Грозит ли появление устройств новыми штрафами?
С чего все началось
Задействованные в проекте беспилотники были созданы в Ижевске и в 2018-2019 году успешно прошли испытания в полевых условиях. Разработчики создали сразу несколько моделей:
- конвертопланы;
- квадрокоптеры;
- мини-самолеты;
- дроны.
Работает аппаратура на отечественном программном обеспечении, созданном специалистами для летательных аппаратов.
Наиболее подходящими для отслеживания ситуации на дорогах признаны конвертопланы благодаря своим характеристикам. Они способны работать достаточно долгое время — 5 часов, либо 3 часа в снаряженном виде с дополнительным грузом оборудования.
В 2020 году автодорожники решили провести собственный эксперимент. На отдельных участках трассы М4, расположенных в Тульской и Московской областях, теперь “дежурят” беспилотники. Контроль ведется на отрезке с 82 по 203-й километр.
Пока о круглосуточном наблюдении говорить не приходится из-за ограниченных технических возможностей оборудования, в первую очередь из-за непродолжительного времени работы. Планируется, что конвертопланы будут курсировать над обозначенной территорией три дня в неделю, в час пик.
Автодорожники сообщают, что силами летательных аппаратов удается выявлять 500+ инцидентов ежедневно. Если эксперимент окажется удачным, в ближайшее время зона наблюдения будет расширена. Подконтрольной территорией станет трасса М12, а также ряд других объектов. При этом съемка будет вестись беспрерывно.
Основное предназначение
Главная задача, которую планируется решить при помощи конвертопланов, — мониторинг обстановки и отслеживание внештатных ситуаций. В список последних входит движение автомобилистов задним ходом, стоянка в непредназначенных местах. По мере совершенствования оборудования и программной составляющей список пополнится.
Представители ГИБДД считают, что при помощи дронов и уже работающих видеокамер удастся повысить уровень безопасности на дорогах. Особенно актуально это для платных участков, где действует режим повышенных скоростей и увеличивается вероятность возникновения аварийных ситуаций.
Беспилотники смогут, например, заметить неисправный автомобиль, движущийся в потоке, и заблаговременно сообщить о месте расположения ТС диспетчеру. Это поможет дорожникам быстрее отреагировать на внештатную ситуацию и принять меры по устранению машины с полос движения, тем самым предотвратив ДТП.
Другая задача — сообщать подробности об уже возникшей аварийной ситуации. Это означает, что аварийные комиссары, выезжая на вызов, будут в курсе обстоятельств происшествия. И смогут заранее вызвать скорую помощь при наличии пострадавших, либо техподдержку для устранения неисправностей у попавшего в ДТП транспорта и перемещения авто с проезжей части в безопасную зону.
Использование дронов — первый шаг к выводу на трассы автомобилей-беспилотников. Устройства помогут контролировать их перемещение, а также в целом отслеживать дорожную обстановку, вовремя реагировать на опасности и даже предотвращать их возникновение.
Пригодятся дроны и спецслужбам. Если оснастить устройства хорошей камерой с высоким разрешением, получится легко обнаружить, например, угнанный автомобиль в движущемся потоке. Эксперимент показал, что госномер удается отследить с высоты 400 метров.
Также можно отправить аппарат “патрулировать” территорию, где ожидается появление искомого транспортного средства, либо разместить его в режиме ожидания на определенном участке трассы. Еще одно преимущество — дронам не страшны грунтовые дороги. В отличие от наземной техники, функциональность не зависит от качества и даже наличия покрытия.
Принцип действия
Дроны перемещаются по заранее заданному маршруту с подветренной стороны дорожного полотна. Операторы контролируют перемещение беспилотников с компьютеров. Как только камеры фиксируют внештатную ситуацию, конвертоплан замирает на высоте 15-200 метров.
Программа определяет вид происшествия и делает несколько подробных фотографий. Снимки, вместе с точными координатами места событий, поступают на пульт управления по высокоскоростному каналу связи. Оператор фиксирует информацию и передает ее аварийным комиссарам, которые немедленно выезжают на место происшествия.
Пока технические параметры оборудования позволяют вести съемку только в светлое время суток при благоприятных погодных условиях. В снег или дождь беспилотники выпустить на маршрут не получится из-за плохой видимости, препятствующей слежению и съемке, а также из-за угрозы вывода из строя оборудования.
В дальнейшем планируется полностью перевести устройства в автономный режим. Беспилотники будут проходить по маршруту и через определенное время возвращаться на подстанции для подзарядки. Взамен прибывших на площадку конвертопланов на участок вылетят новые, готовые к работе устройства. Это поможет организовать постоянный контроль.
Ждать ли штрафов
Как уточняют дорожные службы, беспилотники не будут отдельно фиксировать госномера транспортных средств при обнаружении нарушения или аварии. К тому же действующие законы пока не разрешают использовать их для фиксации нарушений.
Поэтому стоит воспринимать беспилотников в качестве “летающих помощников” аварийных комиссаров, делающих более легкой работу по обеспечению безопасности. А выявление нарушителей по-прежнему будет производиться при помощи стационарных камер и сотрудников ГИБДД.
Дополнительно представители организации “Автодор”, которой подведомственны платные дорожные участки в России, ведут переговоры с компанией “ЭРА-Глонасс”. Цель — связать кнопку вызова оператора из машины с диспетчерскими пунктами, чтобы информация о происшествии поступала сразу автодорожникам и помощь прибывала быстрее. Подобная синхронизация также призвана увеличить безопасность.